MIDI клавиатуры
Электронная музыка, как отдельное культурное и техническое направление, начала оформляться в конце 40-х годов 20-го века. Широко распространенной и неотъемлемой частью музыкальной культуры она стала в 70х годах. В те годы шла настоящая борьба между производителями, постоянно выпускались принципиально новые, уникальные синтезаторы. Каждый инструмент имел собственное звучание, а музыканты желали иметь широчайшие возможности самореализации, поэтому на концертах того времени, зачастую на сцене было не разглядеть клавишника в нагромождении рядов клавиатур. Тогда и родилась идея, обучить различные инструменты обмену информацией на едином цифровом языке.
В 1982 году появился протокол MIDI – Цифровой интерфейс музыкальных инструментов. MIDI позволяет с помощью простых последовательных цифровых пакетов данных передавать и принимать любую информацию, о нажатии клавиши, выборе тембра, громкости, темпа, или об изменении любого другого параметра назначенного пользователем. В виду своей простоты и универсальности, формат единодушно был принят производителями и музыкантами и до сих пор является общепринятым стандартом. MIDI дает возможность играть на одной единственной клавиатуре, переключаясь на различные синтезаторы, использовать внешние сэмплеры, секвенсоры и процессоры обработки. Данный протокол пришелся по душе не только клавишникам, но и другим музыкантам, ди-джеям, продюсерам в живой и студийной работе, поэтому помимо клавиатур существует множество самых разных MIDI контроллеров, простых и сложных, универсальных, или оптимизированных под конкретные задачи.
Сами MIDI команды могут быть поданы в режиме реального времени, а также могут быть записаны и воспроизведены впоследствии в определенном порядке. С развитием компьютеров, распространение MIDI клавиатур стало еще шире, ведь с помощью компьютерных программ и библиотек сэмплов стало возможно получить звучание практически любого инструмента у себя дома. Помимо стандартного 5-ти штырькового MIDI разъема, большинство современных моделей имеют встроенный интерфейс USB, через который напрямую соединяются со стационарным компьютером, или мобильными устройствами, некоторые модели имеют возможность беспроводного соединения. Существуют также отдельные интерфейсы, которые имеют различное число входов и выходов и позволяют связывать с компьютером одно или несколько любых MIDI устройств. Необходимо отметить, что MIDI команды передаются по отдельному проводу только в одну сторону, соответственно выход контрольного устройства MIDI out должен быть соединен с входом управляемого устройства MIDI in, На некоторых устройствах также может присутствовать разъем MIDI Through – это сквозной выход, который позволяет вывести исходный сигнал на следующее устройство в цепи.
Клавишные контроллеры могут иметь клавиатуру разных форматов, чаще всего встречаются варианты на 25, 49, 61 и 88 клавиш. Сами клавиши могут быть компактными и легкими, для большей мобильности, или могут быть большими и тяжелыми, как на полноценном пианино, механика клавиш может быть невзвешенной, полувзвешенной, или молоточковой . Многие основные элементы управления звуком с синтезаторов перекочевали и на MIDI клавиатуры, в зависимости от уровня и стоимости, могут присутствовать контроллеры модуляции, настройки высоты тона (pitch), транспонирования, разделения клавиатуры и т.д. Набор назначаемых контроллеров очень разнообразен, это могут быть кнопки, или пэды с подсветкой, поворотные регуляторы, фейдеры. В зависимости от набора контроллеров, клавиатуру можно оптимально настроить для работы с конкретной программой, а некоторые производители уже делают контроллеры, оптимизированные для работы с самыми популярными звуковыми редакторами. Дорогие клавиатуры могут иметь дисплей с отображением параметров, а также встроенную память для сохранения различных настроек и пресетов. А некоторые модели имеют встроенные наборы собственных звуков, так что их можно назвать уже полноценными синтезаторами.